Алдынай-Энесай
кочевница

Шежере племени Мин (Минг, Менгх, Mengh)

Племя (kэбилэ – qe’bile’)

Во времена Чингиза бием был Урадач.
Потом до третьего колена было разрушение.
Во времена Аксак Тимура случилось великое истребление (людей).
Потом из их рода остался (только) один сын, (имя его) было Сангусин. Бийство своего деда принял он.
Его сын - Сасбуга.
Его сыновья там погибли. Из их рода остался один сын, имя его> Чу-бий. Бийство принял он. Он также был во времена хана.
Его сын Бикмуш был бием. Он также был во времена хана.
Его сын - Гарей-бий. Он также был во времена хана.
Его сын - Казанфари. Он виделся с Каракильмет-бием. А Каракильмет виделся с Гарей-бием. Гарей-бий был старше Каракильмета, а Казанфари-бий был моложе. (Однажды), когда оба Кильмета ехали (верхом), а оба они были мирзами, лошадь одного из них взбесилась, кобыла Каракильмета шарахнулась (в сторону). Аксаккильмет стал смеяться над ним, а оба они мирзы. Из-за этого они разъярились, случилась резня, и они ушли из этих мест.
После этого Казанфари-бий сказал оставшимся: "О сотоварищи! Уйдя отсюда, мы не сможем найти себе пристанища. Подобную этой земле, где мы найдем (другую) землю?". И все его сотоварищи заплакали и сказали: "О Казанфари-бий! Если умрем, то здесь, если выживем, то (тоже) здесь! И если все мы, и бедные, и богатые, не сможем выжить и будем погибать, то предадим себя воле Аллаха". С Казанфари-бием осталось три человека. Первый Чюблек, он был родственником Казанфари. Остались (также) Урман, Туман. Караман с Урманом были единоутробные братья. Тот Караман ушел с Кильметом, а сын Карамана, Тенекей, остался здесь. Акман же был из рода мирзы. Итак, вот эти пять человек, все они были благородного происхождения. Знайте же, не будьте невеждами: имеющий ум да поймет, а не имеющему ума - в одно ухо войдет, а из другого выйдет. Разве не сказал величайший имам-хазрет: "Не знающий своего корня, то есть рода, не достоин говорить перед падишахом. Не ведающий о последних (поколениях своего рода), не достоин быть властителем". Было (это) в девятьсот пятьдесят шестом (году хиджры). (Во времена) Каракильмета и Аксак-кильмета случилось разорение.
Казанфари-бий, Чюблек, Урман, Туман, Тенекей, и глядя на него Акман остались здесь. Трем великим (ханам) уплачивали ясак. Доставляли из этих мест и платили. Что же делать малому народу? Потом Казань, увы, взял Иван. Потом стали зависеть от милостивого падишаха.
Было (это) в девятьсот шестьдесят первом (году хиджры), в год Мыши. Казань взяли русские. Слов (об этом) было много, мы сделали сокращение.

Во времена ПАДИШАХА И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ Алексея Михайловича, чтобы избежать взаимного насилия, земли свои поделили между собой. Писал я, князь Янбакты. А если вы спросите: "С кем?", - то я отвечу: "С братом моим младшим и сыном моим". (Вот) мой завет: кто поймет, тот будет умным, а не имеющему ума - в одно ухо войдет, а из другого выйдеть.
ПРЕЖДЕ ВСЕГО у Казанфари-бия есть четыре сына. Первый - Куджабакты, 2-й - Худайбакты, 3-й - Кудаш, 4-й - Дистан. Еще у Чюблека есть четыре сына. Первый - Яйыксабый, 2-й - Кадирсабый, 3-й - Минглисабый, 4-й - Идельсабый. Еще Аккунды, сын Акмана, Уразлы, сын Урмана, Мамбеткул, сын Тенекея. К милостивому падишаху послали четыре человека в Москву, чтобы они скрепили в книге: князь Янбакты, сына Кудаша, 2-го - Камачыка, сына Яйыксабый, 3-го - Уразлы, сына Урмана, 4-го - Махмуда, сына Дистана, со спутниками их в год 1567-й. Ныне уплачиваемый нами милостивому великому падишаху нашему ясак - сто семьдесят одна куница, восемнадцать батманов меда.


Писано 1567 года февраля 9-го дня. По приказу милостивого великого падишаха нашего в книге мы закрепили. Переписал дьяк Андрон Кузьмин. Руку приложил. Написал подьячий Иван Павлов. Было (это) 1567 года мая 20-го дня. Уплачивающие ясак башкиры: князь Янбакты, сын Кудаша, Уразлы, сын Урамана, Махмуд, сын Дистана, Камачык, сын Яйыкса-быя, со спутниками их. Мингской волости князь Янбакты, я писал.

Второе шежере:

Чингис-хан в 664 (году хиджры) покинул сей мир.

После того как Чингис умер, ханом сделали Угедея, сына Чингиса.

В 672 (году хиджры) султан Джалялиддин пришел из Хинда и взял Кирман, и Шираз, и Азербайджан. Угедей послал (против него Итмяс бека. Несколько дней шла битва, и было много мертвых, а другие стали пленными. Султан Джалялиддин бежал и ушел в Дербенд и Курдистан (2 непонятных слова) умерли, говорят. От хорезмшаха не осталось в мире даже (имени). И в шестьсот) двадцать седьмом (году хиджры) Угедей-хан, и Чагатай-хан, и Бату-хан пошли на Хатай и покорили (этот) юрт. Из (каждой) сотни тысяч человек (в живых) осталось пять тысяч человек. Остальных поголовно истребили. Ханом Хатая в ту пору был Алтан-хан. Услышав об этом, он с чадами и домочадцами сжег себя на огне, (ведь) Хатай после (смерти) Чингиза отказался подчиняться. После этого Угедей-хан в шестьсот сорок (непонятное слово) (год хиджры) послал сына Джучи-хана, своего сына Гуюка, сына Толуй-хана, Мунке-хана, и сыновей Чагатай-хана взять русский, черкесский, булгарский, туранский, башкирский и другие юрты. В ту пору русским беком был Василий, черкесским беком был Сулейман-шах, булгарским ханом был Махмуд-хан, башкирским беком был Алакым-бек. Те пришли и подчинили эти юрты, и даже Герат был разорен. По приказу Угедей-хана (их) заново отстроили, и стали (они) лучше прежнего. После этого Угедей-хан собрал весь народ и всех родственников, и долго они проводили время в удовольствиях и наслаждении, а (потом) каждый вернулся в свои земли. И в это время хан заболел и переселился в вечный мир.

Чингис-хан.

После него ханом стал Угедей.

После этого - сын его Гуюк-хан

Гуюк-хан был многобожным (идолопоклонником), но распространению христианства не препятствовал. Бьш падишахом один год и покинул этот мир.

После этого - Менгю-хан.

Став ханом, Менгю-хан послал Кубилай-хана на восток, а Хюлегю-хана - на запад. Сам же один (пошел) на Чин-Мачин и взял его. Но там была одна огромная крепость, которую он не смог взять. 8 дней он осаждал ее, а на 9-й день скончался.

После этого - четвертый сын Толуй-хана, Кубилай-хан.

(Когда) ханом стал Кубилай-хан, от Хюлегю-хана прибыл посланец (сказать), что Хюлегю-хан признает Кубилай-хана. Кубилай-хан дал Хюлегю (земли) от Джейхуна до самого Мысра и Шама, а сам добром взял всю страну Чин-Мачин. 35 лет был <падишахом и скончался>.

После этого - Чагатай-хан.

Он стал величественным и искусным в сношениях с другими падишахами. Чингиз-хан выделил Чагатаю часть Маверранахра и Хорезма и (земли) до стран Уйгур и Кашгар, и Бадахшан, и Балх, и Газна. Имам Бикани жил в его время.

Потом падишахом стал Кара-Хюлегю. Хюлегю, сын Мютекина, сына Чагатай-хана.

Потом - Казан-хан.

После него - эмир Кызгын.

После этого - Санаклы-хан, то есть Тысячеколчанный Урадач-бий.

После этого Тимуршах.

После этого Кабулшах

Да будет известно (вам), что из потомков Чагатая 25 человек были падишахами в Маверранахре. Общая продолжительность их падишахства была 109 лет. Последним из них был Казан-хан, сын Есюра, сына Угя-Тимура, сына Буга-Тимура, сына Тургая, сына Мютекина, сына Чагатая. Казан-хан был ханом - удивительным ревнителем (ислама). По этой причине, когда один из эмиров непокорного нрава по имени эмир Кызгын отложился от него, и началась война, он оправдал высшую <свою приверженность исламу> и пал мучеником за веру. После этого ханом сделали эмира Кызгына, сына Данышменджи, сына Кайдар-хана, сына Тайши-хана, сына Угедей-хана, сына Чингис-хана. Через два года его убили. После этого ханом стал Санаклы. И так далее.

После этого ханом стал Тимуршах.

После этого ханом стал Кабулшах.

После этого эмир Тимур вел войну, вышел победителем и стал ханом.
Newchron.narod.ru (c)
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —


Клич рода (оран - oran) : Алас (Долг)
Дерево (аFас - aghas) : Кайын (Берёза) (по версии отца - дуб)
Птица (kош - qosh): КарсыFа (Ястреб)
Животное (по версии родителей) - волк

Печать (тамFа – tamgha)
Тамга -
__\_/__
.... | |
Йорт-тамFа (дом-тамга)


Предание о переселении гласит: «В те далёкие времена предки башкир жили на Сырдарье, они но велению судьбы вынуждены были покинуть свою прежнюю родину. Однако башкиры заблудились в безбрежных степях; когда их гибель казалась неизбежной, в некотором отдалении от кочевников появился волк. Волк не подпускал к себе людей, но и не покидал их, все время держась в некотором отдалении от них. Тогда аксакалы сказали: «Следуйте за волком; пусть волк будет вашим предводителем (ырыубашы — предводитель рода. — Р. K.)». Предки башкир шли много дней и много ночей за волком. Если волк шел, шли за ним и люди; если волк останавливался, останавливались и люди. Когда «ни дошли до Уральских гор, волк неожиданно исчез. И поняли аксакалы, что, горы Урала, плодородные его долины и степи станут новой родиной башкир». В аналогичных сказаниях всегда превалирует главная идея: усерганы, тангауры и борзене приобрели новую родину благодаря волку — тотему-покровителю древних башкир.

Волк как тотем занимал большое место в мифологии древних тюрков и монголов Центральной Азии и Восточной Европы. В тюрко-монгольской мифологии волк выступает в качестве прародителя и покровителя всех тюрков и монголов (Потанин, 1899, стр. 29; Кононов, 1947, стр. 47; Гумилев, 1959, стр. 105; Артамонов, 1962, стр.-103). С. П. Толстой, обобщивший огромный материал по тотемизму тюрко-монгольских народов, пришел к выводу, что образ «голубого» или «небесного» волка является «древнейшим пластом в средне- и центральноазиатском тотемизме», в котором волк выступает как предок «целого ряда народов Средней и Центральной Азии» (Толстов, 1935, стр. 15).